Ирина Лагунина: В эти дни в столице Чешской республики проходит Седьмой Международный правозащитный фестиваль документального кино «Единый мир». Традиционно патроном фестиваля и учредителем одного из специальных призов является бывший президент Чехии, правозащитник, известный драматург и писатель Вацлав Гавел, а один из главных организаторов фестиваля неправительственная правозащитная организация «Человек в беде». Один из ее основателей Шимен Панек недавно выступал в нашем эфире в программе «Время гостей». О документальных лентах и темах этого года рассказывает Владимир Ведрашко.
Владимир Ведрашко: У фестиваля «Единый мир» свое кредо, своя философия — это гуманизм, человеколюбие, сострадание. Но десятки фильмов, которые традиционно привозят кинематографисты в Прагу на конкурс, вообще в Чехию для массового показа в разных городах страны, не вызывают у зрителей ни страдальческого выражения лица, ни равнодушного — «хорошо, что это происходит не с нами». У фестиваля несколько жюри, согласно разным секциям. Фестиваль рассматривает тему прав человека очень широко. Это и историческое наследие, и современная конфликтология, и охрана окружающей среды. Есть даже секция о любви. Взаимное уважение, толерантность, дружбу и любовь организаторы и участники фестиваля считают гарантией от конфликтов, от унижения и истребления человека человеком. Я встретился с двумя членами жюри, возглавляемого чешским правозащитником Рудольфом Врбой. Жюри специализируется на фильмах о правах человека. В студии Радио Свобода известная в Азербайджане защитница прав женщин и борец против коррупции в нефтяной отрасли Мирвари Гахраманли и белорусский писатель и политический оппозиционер Алесь Бялацкий.
Мирвари Гахраманли: Основное главное впечатление от того, что представлено разными кинорежиссерами разных стран — единая боль. Основное — понять, что эта боль существует для разных народов мира, например, для Азербайджана существует эта боль. Конфликты существуют между Россией и Чечней, Израилем и Палестиной: это и иракская боль. Во многих местах — война.
Алесь Бялацкий: Эти фильмы, я сказал бы, отличаются необыкновенной правдивостью и изображением таких конфликтов, таких человеческих катастроф, которые очень сильно впечатляют и являются достаточно страшными событиями. Фильмы профессиональные, они очень хорошо сделаны и достаточно точно говорят про те проблемы, которые ставили режиссеры в этих фильмах. А это и массовые убийства. Я бы назвал фильм про Руанду («Руанда: История геноцида», Франция, 2004), где было уничтожено за три месяца во время геноцида более миллиона человек. Или это массовый голод, который произошел в Корее и унес жизни трех миллионов человек («Сеульский поезд», США, 2004). То, что происходит в Чечне, и то, что происходит с солдатами, которые возвращаются, с их психикой («Белые вороны», Германия, 2005).
Владимир Ведрашко: Мирвари, как, на ваш взгляд, сделать так, чтобы впечатления, полученные вами, и мысли, рожденные этими впечатлениями, — напоминали людям, что мир действительно несовершенен и в нем много боли.
Мирвари Гахраманли: Мы много пишем, разные пресс-конференции бывают. А кино — это самый большой рычаг давления, такой рычаг, что это глазами видишь, чувствуешь. Что-то читаешь, до тебя не так доходит. Надо, чтобы простые люди видели, жертвы этого конфликта, чтобы они сами осознали, что мы не виноваты, народ не виноват, виноват тот, кто затеял эту политику. Чтобы прекратить конфликты, большое давление надо, давление со стороны общественности, со стороны простых людей. Значит, это кино будет большую роль иметь. Я хотела бы, просила бы людей, которые имеют возможность где-то показать эти фильмы, чтобы молодые люди видели это, дети видели это кино, и для них был бы урок. Если бы общественность больших стран — Америки, Франции, Германии, России, их демократические силы видели эти фильмы и сами приняли решение, как закончить с этими, как я их называю, сатанами.
Владимир Ведрашко: Алесь, у вас есть какие-то соображения по поводу возможности влиять на политиков средствами кино?
Алесь Бялацкий: Вообще это определенная культура, я сказал бы, — смотрение документальных фильмов. Конечно, есть страны, где она более развита, есть, где менее развита. Те проблемы, которые ставятся в этих фильмах, они, конечно же, необычно важные на самом деле и для граждан тех стран, которые являются героями этих фильмов, и просто для граждан. Несмотря на то, что тема, которая ставится в этих фильмах, иногда кажется очень неприятной или очень надоевшей. Например, тема Чечни для России — не есть приятная тема, и фильмы про Чечню не есть те фильмы, которые российские граждане с удовольствием бы смотрели, потому что не очень хотят смотреть правде в глаза. Есть определенная человеческая черта, что очень часто лучше не знать, и люди сознательно пропускают ту информацию, которая им не нравится, которую они не хотят знать. Это касается и воспитания следующего поколения, про что говорила Мирвари, это касается и конкретных каких-то политических решений, политических шагов. Единственная возможность простого гражданина подействовать, повлиять на ситуацию в своей стране — это каким-то образом обратить внимание на ту или иную проблему через общественное обсуждение, через общественное высказывание проблемы. Мы же знаем, как общество ставило те или иные проблемы на Украине в последнее время, и в Грузии, и в Киргизии, и каким образом они добивались перемен в общественно-политической жизни своей страны, когда они разворачивали фактически страну достаточно круто на какие-то другие пути. И мне кажется, есть рычаги влияния общественности на политиков, на политиков каждой конкретной страны. И эти фильмы важны не только для общества, но также и для политиков. Это определенный срез проблемы в каждой конкретной стране и, конечно, является определенным колоколом или звонком: смотрите, какие у вас проблемы. Надо что-то думать, каким образом их решать.
Владимир Ведрашко: Мирвари, скажите, пожалуйста, в вашей стране политики смотрят такие фильмы?
Мирвари Гахраманли: Вы знаете, у наших политиков-диктаторов коррумпированного Азербайджана, нефтяных магнатов — все телеканалы принадлежат им. У нас нет независимых телеканалов. Значит, если они хотят то или иное кино, они хотят, чтобы общественность Азербайджана смотрела, для них выгодна эта политика — тогда покажут, если невыгодно — не покажут. Я посмотрела 17 фильмов, думаю, что ни один из них не покажут в Азербайджане. Кино про Азербайджан общественность Азербайджана не увидит. Я говорю о фильме, снятом чешским режиссером об Азербайджане и названном «Ресурс». А насчет других, насчет Чечни — они не хотят портить отношения с Россией. И если какие-то политические мотивы для них существуют, они не будут разрешать.И регионы Азербайджана этого не увидят. Если даже эти фильмы поступят в прокат, их не увидят, потому что нет электричества. Что случается в Чечне, Африке или Газе, они никогда не будут знать. И у них не будет способов давления на политиков, чтобы те каким-то способом прекращали войны. А безнаказанность — это залог продолжения конфликта.
Владимир Ведрашко: Я попросил своих собеседников назвать те фильмы, которые, по их мнению, достойны того, чтобы стать объектами повышенного зрительского внимания. Они назвали две работы: «89 миллиметров» немецкого режиссера Себастьяна Хайнцеля и фильм «Ресурс» чешского режиссера Мартина Маречека.
Алесь Бялацкий: Я хотел бы сказать несколько слов о фильме, посвященном Белоруссии. Это «89 миллиметров», который был снят немецким режиссером, о ситуации в Белоруссии. Буквально он был снят в 2004 году, 2003-2004 год. Что такое 89 миллиметров — сразу же вопрос. Это разница между железнодорожной колеей в Белоруссии, на востоке, далее в России и западными стандартами железнодорожной колеи, которая существует в Европе. Смысл понятен: есть определенная нестыковка того, что сейчас происходит в Белоруссии с общепринятыми цивилизационными нормами развития стран, европейских, прежде всего, стран. Мне кажется, что этот фильм, конечно же, вызовет достаточно большой интерес в Белоруссии, я даже уверен в этом. Я уверен, что тысячи копий этого фильма будут ходить по рукам, и люди будут смотреть в своих квартирах, будут смотреть в каких-то неформальных ситуациях.
Мирвари Гахраманли: Я могла бы сказать о «Ресурсе», очень хорошие вопросы подняли его создатели, показали, как живет простой нефтяник, как живет Азербайджан, который добывает нефть, как их права ущемляются со стороны иностранных нефтяных компаний. Я точно знаю, что это кино все азербайджанцы будут смотреть, даже нефтяные магнаты. Когда я расскажу про что этот фильм, они за какую хочешь цену купят его, чтобы его не позволить никому увидеть. Но мы сами будем организовывать показы, чтобы дома на видео могли смотреть, это для людей будет облегчением. Чешский журналист мне вопрос задал, что Чехия не такая сильная страна, слабая страна, как она поможет вам? Я сказала, что в слабой стране есть сильные люди, которые могут помогать друг другу. В Чехии нашлись сильные люди, приехали в Азербайджан, снимали это кино и показывали о нефтяных магнатах, о коррупции нефтяных магнатов и о жизни простого человека. По этому кино видно: нефть — беда азербайджанского народа.
Владимир Ведрашко: Документальное кино о правах человека, сколь популярно оно сегодня и сколь востребовано?
Алесь Бялацкий: Мы видим, что на фестивале полные зрительные залы. Меня лично это впечатляет, потому что документальный фильм — это достаточно специфический вид искусства. Для себя я сделал такой вывод, что когда в Белоруссии изменится ситуация, то правозащитники должны будут делать такие фестивали у себя в Белоруссии. Потому что, как мне кажется, такие показы фильмов — достаточно эффективно влияют на формирование общественного мнения.
Программа «Время и Мир», 4 мая 2005 г.
Радио Свобода