Марийцы всего лишь хотят сохраненить свой язык, культуру и чтобы их дети имели возможность изучать родной язык в школе. Русскоязычные власти Марий Эл этого не понимают.11 марта в программе «Время и мир» Радио Свобода говорилось об акции солидарности в Эстонии с марийским народом, ниже приводим текст этой беседы.
Ирина Лагунина: А сейчас об акциях солидарности с марийским народом. Я передаю микрофон Владимиру Ведрашко.
Владимир Ведрашко: Активист общественного движения в защиту достоинства марийского народа Роза Семелина недавно призналась мне:
Роза Семелина: Вот нас сейчас хотят русскими. Мы русскими никогда не будем. А я — марийка. Если я марийка, не могу быть ни эстонкой, ни француженкой, только марийкой буду. Потому что у меня кровь, корни — все марийские. Неужели мы на этой земле хозяевами не можем быть? А хотят, чтобы мы хозяевами там не были. Какая жизнь пришла?
Владимир Ведрашко: Кто хочет, чтобы марийцы не были хозяевами на своей земле, конкретно?
Роза Семелина: Конкретно? У нас все пришлые. У нас президент пришлый, в Госдуме пришлые, в правительстве у нас два марийца только работают, остальные — нет. Коренного населения у нас в правительстве вообще нет, в госучреждениях не работают. Вот такая жизнь. Мы очень стареемся изо всех сил свое лицо не потерять среди многих народов, чтобы у нас тоже было свое лицо — марийское.
Владимир Ведрашко: Совет Землячества Марий Эл в Москве выступил с призывом о международной поддержке.
В заявлении говорилось о беспрецедентной травле лидеров политической оппозиции в Марий Эл. В частности, сообщалось, что жестоко избит главный редактор международной финно-угорской газеты, член Консультативного Совета Международного Конгресса финно-угорских народов, руководитель всероссийского общественного движения марийцев России «Мер кангаш» Владимир Козлов.
Эстонский Институт прав человека в Таллинне призвал поддержать народ мари и выступил за прекращение преследования политической оппозиции и национальных меньшинств в России.
Обращение было составлено по инициативе финских ученых, откликнувшихся на заявление Землячества Марий Эл в Москве. К финским ученым присоединились писатели, композиторы и политические деятели из США, Англии, Швеции, Финляндии, Эстонии и Венгрии, в том числе бывший председатель финского парламента Рийтта Уосукайнен, бывшие президенты Литвы и Эстонии Витаутас Ландсбергис и Леннарт Мери.
Положение с культурными правами марийцев в России плачевно, говорится далее в заявлении эстонского института Прав человека. Теле- и радиопрограммы на марийском языке в Республике Марий Эл сведены к минимуму. Остались лишь короткие телевизионные новости и менее часа радиовещания в день.
Ситуацию комментирует профессор Марк Дьячков, московский специалист в области социолингвистики и языков малых народов.
Марк Дьячков: По данным Министерства культуры и межнациональных отношений республики Марий-Эл, в 1999-2000 учебном году процент изучающих марийский язык во всех школах от общего количества учащихся составлял 58,4%. В 2001 году этот процент вырос до 60,3%. И, наконец, в следующем учебном году, 2001-2002, он резко упал до 37,1%. Я думаю, что сейчас, несмотря на то, что у меня нет данных за последний год, он, видимо, снизился еще больше. Чем это было вызвано? Это было вызвано тем, что с 2001 года была принята новая редакция базисного учебного плана образовательных учреждений республики Марий-Эл. Там было 17 различных вариантов, которые предлагались различным видам средних школ по выбору, любой из 17 вариантов. Причем в половине из них марийский язык вообще в качестве учебного предмета не фигурировал. А там, где он фигурировал, он составлял только два урока в неделю.
Владимир Ведрашко: Марк Владимирович, какова связь между развитием языков малых народов и демократическим развитием общества?
Марк Дьячков: Языковое разнообразие приводит к разнообразию менталитета всего человечества. И с исчезновением отдельных языков, с исчезновением отдельных культур человечество не обогащается, а обедняется. Это в общефилософском плане. А в конкретном плане практика хотя бы общеевропейских стран показывает, что там, где национальные меньшинства и национальные языки находят какую-то поддержку со стороны государства, имеют возможность свободно развиваться, то межэтнические отношения не ухудшаются, а становятся еще более гармоническими.
Владимир Ведрашко: Марк Владимирович, известны ли вам примеры солидарности с малыми народами России со стороны российских же народов?
Марк Дьячков: 80-летний опыт нашего существования при советской власти как-то генетически ввел в нас элемент пассивности в этом отношении, то есть нежелание проявлять какую-то особую инициативу, которая не идет сверху. И поэтому все народы-меньшинства Российской Федерации, они испытывают одни и те же сложности, но таких примеров солидарности между ними я бы не привел.
Владимир Ведрашко: Положение какого народа и какого национального языка в России сегодня наиболее критично?
Марк Дьячков: Все языки малых народов в настоящее время испытывают определенные сложности. Нам не удалось переломить ситуацию, приняв в 1991 году закон о языках народов России. Сейчас централизация управления и укрепление вертикали власти приводит к тому, что все чиновники государственные, включая и президентов республик и глав республик, будут назначаться фактически из Москвы. И мне представляется, что московскому руководству эта проблема сохранения национальных языков не представляется значительной. Я не уверен, что она представляется значительной и президенту Путину, который будет фактически инициатором назначения президентов и глав республик.
Владимир Ведрашко: Говорил профессор Марк Дьячков, профессор московского городского педагогического университета, специалист в области социолингвистики и языков малых народов.
Программа «Время и мир» 16 марта 2005 г.
Радио Свобода
См. также на mariuver.info