Личный архив

Насколько уместны шутки, когда речь идет о религии?

Андрей Шарый: Посольство Дании в Москве сегодня утром оцепила милиция. Несколькими днями ранее было увеличено число милиционеров, охраняющих здание. Это было сделано после того, как гражданин Дании подвергся нападению в одном из московских кафе. Однако, как сообщили дипломаты, усиление охраны посольства не связано с нападением на датчанина, живущего в Москве. Вероятнее всего, речь идет об усилении мер безопасности по требованию датского правительства в районных дипломатических представительствах этой страны в связи с продолжающимися во многих странах демонстрациями мусульман, связанными с публикацией в газетах карикатур на пророка Мухаммеда. Посольства Дании в ряде стран уже подверглись нападениям мусульман, они выражают возмущение самим фактом публикаций, и скандал этот все никак не утихает.

Подробнее о том, что происходит в Дании, — корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.

Сергей Джанян: Датская военная разведка опасается, что антидатские выступления могут вспыхнуть с новой силой в связи с наступлением мусульманского праздника Ашура, приуроченного к годовщине гибели внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна. По информации Министерства иностранных дел Дании, сообщений о беспорядках в отношении датских представительств на Ближнем Востоке и Азии на данный момент не поступало. Однако есть информация о том, что группа палестинцев атаковала штаб-квартиру международных наблюдателей в Хевроне вскоре после того, как оттуда были эвакуированы датские наблюдатели, а также пришло сообщение, что под усиленную охрану взято датское посольство в Москве.

Пер Стиг Мёллер: Правительства стран, в которых находятся датские дипломатические миссии, несут ответственность за безопасность наших сотрудников, согласно Венским конвенциям. Об этом я заявил представителям Сирии, Ливана и Ирана, сказав им: «Если датчане хотят уехать из вашей страны, вы обязаны эскортировать их и помочь им выехать, поскольку именно на вас лежит ответственность за то, что датские граждане не чувствуют себя в вашей стране в безопасности».

Сергей Джанян: Заявил министр иностранных дел Дании Пер Стиг Мёллер.

Тем временем датчане не теряют надежды наладить мирный диалог с мусульманским миром. Газеты сообщают, что на множестве интернет-страниц датских пользователей появились послания с извинениями в адрес мусульман, религиозные исследователи предлагают ввести образовательную систему для подготовки датских имамов, а архитектурные студии представили первые наброски проекта мечети в Копенгагене. Однако правительство Дании прервало контакты с некоторыми радикальными имамами, обвинив их в разжигании конфликта вокруг карикатур на пророка Мухаммеда. Премьер-министр страны Андерс Фог Расмуссен обратился к парламенту с заявлением о том, что поездка датских имамов на Ближний Восток спровоцировала взрыв антидатских и антизападных настроений в регионе, а один из членов этой делегации, Ахмед Акари подтвердил, что в ходе поездок распространял карикатуры гораздо более оскорбительные, нежели те, что были опубликованы в газете Jullands — Posten .

Дания продолжает нести серьезные экономические потери на Ближнем Востоке, вследствие непрекращающегося бойкота исламскими странами датских товаров и производителей. На заседании правления Союза торговых палат Египта в знак протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда было принято решение прекратить операции с датскими и норвежскими кронами. Ранее эта египетская торговая организация, объединяющая более трёх с половиной миллионов бизнесменов, уже объявила о бойкоте датской продукции. Тем не менее, власти Дании пока не теряют оптимизма.

Андерс Фог Расмуссен: Очевидно, что некоторые датские компании существенно пострадали в результате бойкота исламским миром датских товаров. Однако ещё слишком рано судить о том, насколько серьезные последствия оказал этот бойкот на датскую экономику. К счастью, датская экономика очень сильна и в данный момент находится на пике своего развития.

Сергей Джанян: Говорит премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен. Сегодня же был опубликован призыв российского президента Владимира Путина к правительству Дании извиниться за опубликованные в газете Jullands — Posten карикатуры на пророка Мухаммеда. Однако в Министерстве иностранных дел Дании пока не готовы давать комментарии в связи с этим заявлением российского лидера.

Андрей Шарый: Насколько вообще уместны шутки и насколько уместна сатира, когда речь идет о религии. На эту тему с моим коллегой, корреспондентом Радио Свобода Владимиром Ведрашко беседовал русский философ, исследующий историю религий и истории искусства в Университете искусств в Филадельфии Михаил Сергеев. Михаил Сергеев собрал в объемистую и очень любопытную книгу религиозные шутки и анекдоты, связанные с разными религиями.

Владимир Ведрашко: Ислам моложе христианства. Может быть, вот эта вот нетерпимость связана с молодостью религии?

Михаил Сергеев: Дело в том, что ислам — религия не молодая, она родилась в VII веке, ей уже 13 веков. Действительно, христианство в средневековье тоже отличалось религиозной нетерпимостью, достаточно вспомнить крестовые походы. Но, говоря теоретически, фундаментализм, религиозная нетерпимость религии никак не связана с ее возрастом. Есть религии, которые вообще не показывают веронетерпимость, например — буддизм. Буддизм никогда не вел никаких войн, ни религиозных, ни нерелигиозных. Христианство в средневековье было нетерпимым, а сейчас в этом отношении стало лучше. Ислам сейчас хуже. Евреи во времена Римской империи, начала христианства вели войны.

Как правило, веронетерпимость и фундаментализм в религии связан не с ее возрастом, а с тем, что религиозные лидеры пытаются объединить религию с политикой и, так или иначе, стремятся к образованию государства на религиозных основах. Вот когда такое происходит, обычно это приводит к религиозному фанатизму, нетерпимости.

Владимир Ведрашко: Существует ли принципиальная разница между воздействием на человека религиозных образов, выраженных словесно или выраженных изобразительно?

Михаил Сергеев: На мой взгляд, принципиальной разницы нет. Но есть одно существенное различие. Дело в том, что иудаизм, христианство и ислам относятся к подозрением к образам на картинах, к художественным образам, связанным с человеком, с ангелами, с Богом. Потому что одна из заповедей в иудаизме, и эта заповедь тоже существует в исламе, заключается в том, что, поскольку человек создан по образу и подобию Бога, то и Бога, и человека нельзя изображать на картинах. Поэтому, например, в мусульманском искусстве преобладает абстракция. Может быть, одним из факторов того, что эта карикатура злосчастная так воздействовала на мусульман, является то, что пророк Мухаммед изображен, а этого не должно быть в любом случае. Такие вещи всегда надо учитывать. Дело тут не в разнице между воздействием слова и образа, а просто в том, что в исламе есть заповедь — не рисовать пророка.

Владимир Ведрашко: Я обратили внимание, что в собственных вами шутках и анекдотах на религиозные темы менее всего места уделено исламу. С чем это связано?

Михаил Сергеев: Мы старались отобрать анекдоты, которые характерны для современного российского юмора, и мы хотели представить такую своеобразную панораму современного российского юмора. Так вышло, что мы не нашли много анекдотов, связанных с исламом, мы не нашли много анекдотов, связанных с буддизмом. Большинство анекдотов — на темы христианские и еврейские, на темы межрелигиозного диалога, на темы библейские, православие, католичество, протестантизм. Практически нет анекдотов по исламу. Я не знаю, с чем это связано, потому что ислам, как и буддизм, представлен в России, мусульманская и буддистская община достаточно серьезные. Я думал, что мы найдем больше анекдотов, связанных с буддизмом. Буддистские анекдоты очень своеобразные, парадоксальные, абсурдистские, и я жалею, что мы не нашли больше, но, увы, их нет.

Владимир Ведрашко: В ваших текстах я прочитал такое замечание: «Мир охвачен лихорадкой религиозного терроризма». Какую роль в религиозном терроре или в ослаблении накала этого террора могут сыграть шутки, анекдоты, карикатуры? Или это всегда масло в огонь?

Михаил Сергеев: В принципе, юмор, на мой взгляд, имеет глубокое философское значение. И связан он с религией, я бы даже сказал, с духовным освобождением. А связь тут вот какая. Идея духовного освобождения заключается в том, что вы должны освободиться от самого себя, свои эгоцентрических импульсов. Чем менее вы эгоистичны, тем более легко вы смотрите на самого себя, вы можете шутить. Поэтому человек, который обладает чувством юмора и может пошутить над самим собой, более духовен, чем человек, который этого делать не может. Юмор полезен, целителен, и религиозный юмор в том числе. Но как не переступить той грани, за которой шутка становится не шуткой, а поводом для резни, — это большой вопрос. Дело тут, на мой взгляд, опять же в том, что нужно знать религии, нужно знать религиозные запреты, нужно знать религиозные взгляды, привычки и так далее. Нужно хорошо разбираться в религии, чтобы не переступить этой грани и не обидеть человека, не задеть его чувств.

Владимир Ведрашко: Я благодарю Михаила Сергеева, русского философа, живущего в Америке, специалиста в области истории религии и истории искусств.

Оригинал на сайте Радио Свобода 

Все материалы раздела